ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII ВЕКА.
Историческое исследование в трех частях.
Часть І.
ПРЕДКИ КАЗАЧЕСТВА.
Глава I.
Взгляд историков на происхождение казаков.
Вызывать в воспоминании минувшее есть
своего рода способ заглядывать в будущее.
Многомиллионный народ, населяющий в настоящее время берега Дона, Кубани, Терека, Урала, Нижней Волги, Иртыша, Амура, Уссури и другие места великой России, какъ-то: Забайкалье и даже Камчатку и с гордостью называющий себя в течение многих веков "казаками", едва ли может правильно понимать носимое им имя, а темъ более объяснить его значение.
В русской исторической литературе хотя и были многократные попытки к объяснению этого слова, но они, как увидим ниже, не привели ни к какому положительному результату. Задача действительно нелегкая, тем более что название народа "казаки" тесно связано с вопросом о его происхождении.
Если мы станем на точку зрения российских историков, объясняющих, хотя и бездоказательно, происхождение казачества от гулящих, бездомных людей и беглых преступников из разных областей Московского и Литовско-Польского государств "искавших дикой воли и добычи в опустелых улусах орды Батыя" (Карамзин). то название "казак" будет происхождения сравнительно недавнего, явившееся на Руси не ранее XV века и данное этим беглецам другими народами, как имя нарицательное, с отождествлением со словом "вольный, никому неподвластный, свободный". (Отождествление это будет объяснено ниже). Но тогда явится на сцену совсем необъяснимый вопрос, а именно: почему беглецы эти, скопившиеся на Днепре и Дону и по низовьям Волги, стали сами себя в XV и XVI в.в. именовать казаками — названием чуждым, для них совсем непонятным и с гордостью носить это имя в течение четырех веков, совсем отрицая какую-либо связь с московскими и литовскими областями, кроме связи по религии.